Выполнение одних и тех же задач может осуществляться разнообразными типами арматуры, характеризующимися разными принципами конструкции затвора. Так, по принципу затвора выделяют следующие основные типы трубопроводной арматуры: клапаны, задвижки, краны, заслонки, шланговые клапаны, мембранные клапаны, регуляторы уровня, расхода и давления.
Задвижки являются неотъемлемой составляющей водопроводной системы. Существуют разные типы задвижек, каждый из которых имеет свои особенности, преимущества и слабые стороны.
Функциональное назначение
В зависимости от типа изделия, оно может использоваться для выполнения различных функций:
- в качестве регулятора потока рабочей среды;
- в качестве трубопроводной запорной арматуры;
- в качестве трубопроводной запорно-регулирующей арматуры.
Главным предназначением задвижек является их использование в качестве запорной арматуры — устройств, необходимых для перекрытия потока рабочей среды с определенной степенью герметичности.
Подобное их использование позволяет производить дискретное (двухпозиционное) регулирование расхода рабочей среды.
В отдельных случаях допускается кратковременное применение задвижек для выполнения функций запорно-регулирующей арматуры.
Конструкционные особенности задвижек
Задвижка каждого типа отличается от изделий других типов по ряду критериев. В зависимости от конструкции затвора конструкции подразделяются на параллельные и клиновые.
Отличие клиновых модификаций в том, что у них уплотнительные кольца располагаются под некоторым углом, образуя клин, а у параллельных же задвижек такие кольца располагаются параллельно по отношению друг к другу.
Клиновые модели изготавливаются с цельным (упругим или жестким) клином либо двухдисковым составным клином, образованным 2 расположенными под некоторым углом друг к другу дисками.
Параллельная задвижка может иметь затвор в виде 1 листа или диска, или же в виде 2 дисков с расположенной между ними распорной пружиной или распорным клином.
Параллельные задвижки отличаются из чугуна. Они используются как регулирующая и запорная арматура для пара, газов и воды. Соединение арматуры с трубопроводом выполняется при помощи фланцев и болтов. Параллельные задвижки с выдвижным шпинделем являются запорной арматурой и одновременно могут использоваться в качестве затвора для регулирования объема подаваемой воды. Они устанавливаются на трубопроводах, диаметр которых составляет не менее 50 мм.
Запорная арматура может быть с невыдвижным (вращаемым) или выдвижным шпинделем. В первом случае при открытии и закрытии арматуры шпиндель совершает лишь вращательное движение. Ходовая резьба при этом контактирует с рабочей средой. Во втором же случае при открытии и закрытии арматуры шпиндель совершает поступательное движение. Ходовая резьба и гайка расположены вне полости задвижки.
Управление запорной арматурой осуществляется при помощи электрического или ручного привода. На арматуре больших диаметров с ручным управлением применяется редуктор с цилиндрической, конической или червячной передачами для уменьшения требуемого усилия на маховиках ручного привода.
Как правило, такая запорная арматура изготавливается полнопроходной, то есть диаметр прохода задвижек почти одинаков с диаметром трубопровода. В отдельных случаях для уменьшения габаритов и массы, снижения моментов и усилий, требуемых для управления запорной арматурой, применяются «раструбные» (суженные) задвижки.
Конструктивные модификации и основные типы задвижек
Задвижки бывают различных типов. Так, по типу затвора различают следующую запорную арматуру:
- с клиновым запорным элементом (клиновые);
- с параллельным запорным элементом (шиберные);
- с упругой деформацией канала задвижки под рабочую среду (шланговые).
В свою очередь, клиновые модификации могут быть с составным клином, с упругим клином и с цельным клином.
Шиберные задвижки — это разновидность запорной арматуры, у которой уплотнительные поверхности элементов затвора расположены параллельно друг к другу. Такая арматура тоже имеет ряд модификаций. Так, однодисковые шиберные модели оснащены 1 диском, который прижимается уплотнительной поверхностью к поверхности седла корпуса. В центре диска расположен шарнир, при помощи которого осуществляется передача усилия от штока на диск. Поджатие может осуществляться при помощи клиновых распоров, установленных в корпусе.
Двухдисковые же шиберные изделия могут быть как с клиновым, так и с пружинным распорами.
По способу перемещения шибера запорная арматура может быть поворотного типа и возвратно-поступательного типа. В шиберной арматуре уплотнение по шиберу осуществляется при помощи подпружиненных подвижных седел. Существуют модификации поворотного типа, которые оснащаются 2 неподвижными дисками с отверстиями, между которыми размещен подвижный диск. Во время поворота данного диска осуществляется перекрытие рабочей среды.
Использование упругих элементов гарантирует обеспечение необходимого прилегания контактирующих поверхностей дисков.
В зависимости от типа формообразования корпуса изделия могут быть:
- литыми;
- сварными;
- коваными или штампованными;
- комбинированными.
При выборе метода изготовления корпуса изделия учитываются следующие факторы:
- программа выпуска и технологические возможности производства изделий;
- стойкость корпуса запорной арматуры к рабочей среде;
- ограничения в зависимости от условий использования изделия (температура, давление, коррозионная стойкость и пр.);
- качественные характеристики материала, используемого для изготовления корпуса.
При изготовлении запорных конструкций из металла главным типом формообразования корпуса изделий является литье. Но при высоких требованиях к прочности более предпочтительными являются штамповка, ковка или же комбинированный метод изготовления корпуса.
Существуют и другие классификации запорных изделий. Так, по типу уплотнения подвижных деталей они делятся на:
- самоуплотняющиеся;
- сильфонные;
- сальниковые.
Сальниковые задвижки — герметичность подвижных частей (штока, шпинделя) по отношению к внешней среде обеспечивается при помощи сальникового уплотнения. В сильфонных модификациях герметичность подвижных частей обеспечивается при помощи сильфона — упругой гофрированной оболочки, сохраняющей прочность и плотность при многоцикловых деформациях.
По характеру передачи усилия управления к затвору задвижки бывают:
- с приводом поступательного типа;
- с приводом вращательного типа.
По типу управления:
- от рабочей среды;
- от гидропривода;
- от пневмопривода;
- от электропривода;
- ручное через редуктор;
- ручное от маховика.
Особенности конструкции затвора
Чтобы понять, в чем заключаются отличия затвора от задвижки, необходимо разобраться в его предназначении и особенностях конструкции.
Основное предназначение затвора — закрывание, открывание или ручная регулировка потоков технической, морской или питьевой воды, пара, воздуха и прочих неагрессивных жидкостей.
Существует несколько типов затворов. Так, поворотный дисковый затвор представляет собой разновидность трубопроводной арматуры в виде кольцевого корпуса с установленным в нем поворотным запорным диском. Данный диск вращается внутри резиновой манжеты, обеспечивающей герметичность. Необходимо учитывать тот факт, что конструкция затвора является неполнопроходной.
Корпус затвора изготавливается из чугуна и имеет как внутреннее, так и наружное эпоксидное покрытие. Рабочая среда не контактирует с корпусом затвора. Седловое уплотнение изготавливается из материала, который обеспечивает работу изделия при заданном температурном режиме среды.
Манжета обеспечивает герметичность соединения при стягивании конструкции между фланцами водопровода. Для установки затвора нет необходимости в использовании дополнительных прокладок, как в случае с остальными конструкциями межфланцевого присоединения.
Диск изготавливается из чугуна или нержавеющей стали. Корпус изделия зажимается между трубопроводными присоединительными фланцами. Поворотному диску придается движение при помощи ручки с фиксатором. Фиксатор дает возможность установки поворотного диска в промежуточных положениях (от полного закрывания до полного открывания) с шагом, равным 10 градусам.