Можно ли связать музыку? Оказывается, можно, используя технику свинг-вязания. С музыкой ее сравнил известный автор книг о вязании Х. Лигманн за подвижность и динамичность линий, за мягкость и плавность элементов, за гармонию результата. Перетекание одного цвета в другой действительно напоминает музыкальные переливы нот.
Свинг (с англ. Swing – качание, раскачивание, колебание) – это техника вязания спицами, в которой узор создается с помощью укороченных рядов (поворотное, частичное вязание). Чаще всего он выполняется пряжей разных цветов. И это является дополнительным преимуществом этой техники вязания. Знание о том, как правильно сочетать цвета в изделии, здесь не будет лишним.
Американская идея пришлась по душе нашим вязальщицам. Изделия, связанные поворотным вязанием, выглядят очень интересно, даже немного экзотично. Дополнительным плюсом оказалась возможность утилизировать остатки пряжи, которые остаются после вязания каждого изделия.
Переливы нот
Основа техники свинг состоит из двух основных элементов с поэтичным названием – строфы и паузы. В отличие от обычного частичного вязания, здесь каждая строфа вяжется индивидуально. Отсюда и название этой техники – «качели». Движение происходит туда и обратно.
Строфа – часть полотна, связанная укороченными (поворотными) рядами.
Пауза – ряд петель, отделяющий строфы друг от друга. Они вяжутся на всю длину полотна, пряжей контрастного цвета.
Поворотные ряды – это основа каждой вязаной строфы. Из них состоит мелодия. Ее длину определяют в описании.
Следующий фрагмент составляющий строфу – это такт. Он состоит из двух рядов, в котором они увеличиваются или уменьшаются на необходимое число петель.
Мелодия подчиняется ритму, который указывает, в каком такте нужно вязать.
Поворот рядов строфы отмечается маркерами или булавками. Светлыми отмечается лицевая сторона, темными – изнаночная. Маркеры напоминают, что этот ряд укороченный и не провязывается до конца. Их или убирают до поворота вязания, или устанавливают после поворота.
Чтобы при вязании поворотных рядов не образовались дырочки, в конце каждого поворота необходимо сделать накид, перевернуть вязание и провязать его с первой петлей укороченного ряда.
Кромочная петля в свинге выполняется всегда по рисунку: лицевой в лицевом ряду, изнаночной – в изнаночном. Петли в начале и конце ряда – кромочная зона. Она не участвует в формировании узора.
В этой технике вязания огромную роль играют схемы. В начале каждого проекта рисуется схема (чертеж) в натуральную величину на подготовленной из бумаги выкройке.
Нужно обязательно связать образец, чтобы рассчитать петли. Затем рассчитывается количество поворотных рядов и петель и отмечается на чертеже.
Еще одним преимуществом этого метода вязания является то, что несмотря на необходимость делать точный расчет размера строфы и мелодии, допущенная при вязании ошибка может оказаться незаметной. Импровизация не имеет ограничений. И если цветовое решение подобрано удачно, то ничего не придется распускать и перевязывать.
Легко в бою
Возможно, в теории этот метод вязания кажется слишком сложным начинающей вязальщице. На практике получается все достаточно просто и легко.
Короткий мастер-класс поможет понять принцип вязания на небольшом образце. Чтобы понять основу этой техники и алгоритм формирования узора, необходимо выполнить практическое задание:
- для образца набираем 30 п.;
- выполняем 15 п. переворачиваем и вяжем снова 15 п.;
- следующий ряд: сначала вяжем 15 п. затем добавляем еще 5 п., переворачиваем полотно и провязываем 10 п. (то есть 5 п. не довязываем);
- снова выполняем 15 пет., и прибавляем к ним еще 4 пет., переворачиваем вязание и в конце ряда вяжем на 4 пет. меньше;
- затем 15 пет. + 3 пет., поворотный ряд: 15 пет. – 3 пет.;
- 15 пет. + 2 пет.; поворотный ряд: 15 пет. – 2 пет.;
- 15 пет. + 1 пет.; поворотный ряд: 15 пет. – 1 пет.
Последовательность чисел 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 в свинге называется ритмом. Количество петель в шаге называется такт. 30 петель образца – длина мелодии.
Как видим, на практике это выполняется несложно, а сколько предоставляется возможностей для творчества. Используя всего лишь разноцветные остатки пряжи, мастерицы в этой технике вяжут не только носки, свитера, шали и пледы, но и настоящие художественные панно.
Даже не имея музыкальных способностей, не владея нотной грамотой, используя спицы и клубок как музыкальный инструмент, можно сочинить произведение, которое украсит этот мир.
А будет ли это тонкая мелодия или симфония для скрипки с оркестром, решает каждая рукодельница сама.
Пусть картины, созданные автором техники свинг Gabriele Kluge, станут источником вдохновения для творческих людей: